Зачастую, найдя какой-нибудь трехфазный двигатель, мы не можем его запустить по той простой причине, что правильно не определены начала и концы трех обмоток. Восполним этот пробел и применим для этого некоторые способы.
Способ первый:
инструмент - батарейка на от 1,5В до 4,5В(или аналогичный блок питания постоянного тока), милливольтрметр постоянного тока.
определение обмотокДопустим, мы вызвонили омметром обмотки и у нас имеются несколько пар проводов. Нам надо определить, где у этих пар начало обмотки, а где конец. Возьмем любую пару проводов, принадлежащих одной из обмоток. Помечаем произвольно один из выводов обмотки как начало (Н), а второй как конец (К). Подключаем милливольтметр постоянного тока на пределе единицы или десятки милливольт постоянного тока(чем меньше напряжение батареи - тем меньше предел)к паре проводов другой обмотки. Минус батарейки присоединяем к нашему условному концу (К) первой обмотки, плюс - к началу. Наблюдаем за показаниями милливольтметра. Нас интересует отклоненение стрелки прибора в момент замыкания цепи «батарейка – обмотка». Если стрелка прибора отклоняется влево за ноль, то переключаем полярность присоединения прибора ко второй обмотке, и снова замыкаем батарейку на первую обмотку. Теперь отклонения прибора в момент замыкания должны быть в положительную(правую) сторону. Тот вывод обмотки, который соединен с плюсом милливольтметра, будет началом второй обмотки, а с минусом – концом (см. рис.1). Таким же образом определяем начало и конец третьей обмотки.
определение обмотокопределение обмотокСпособ второй:
инструменты - понижающий трансформатор, выключатель, вольтметр.
Выбираем любую обмотку и подаем на нее напряжение с трансформатора величной, например, 6В. Это будет обмотка №1. Если при измерении вольтметром, к примеру, между обмоткой №1 и №2 вольтметр покажет, скажем, 8В - значит эти обмотки соединены одноименными концами(можно принять их за начала). Если это измерение между №1 и №2 покажет 4В - значит соединены они разноименными выводами и одну из обмоток надо развернуть концами. Аналогично определяюся концы 3-ей обмотки.

Способ третий:
инструменты - лампа накаливания на 220В, выключатель, амперметр.
Две любые обмотки двигателя, лампу, выключатель и амперметр соединяем последовательно. Измеряем и запоминаем показание. Затем концы одной из обмоток меняем местами, снова измеряем и запоминаем. Большему показанию прибора будет соответствовать соединение двух обмоток одноименными выводами. Обозначаем их концы. То же самое проделываем с третьей обмоткой.

Способ четвертый:
Две фазные обмотки двигателя соединяют последовательно и подключают к источнику переменного тока частотой 50Гц и напряжением 20...30В. Третью фазную обмотку подсоединяют к вольтметру переменного тока. Если показания вольтметра равны нулю, то подключенные к источнику питания обмотки соединены одноименными выводами, т.е. либо начало с началом, либо конец с концом. Если вольтметр покажет некоторое напряжение, значит обмотки соединены разноименными выводами. Затем эти две обмотки отсоединяют и маркируют в соответствии с результатом данного опыта. Затем одну из отмаркированных фазных обмоток (а теперь ее концы уже известны) соединяют последовательно с оставшейся третьей обмоткой двигателя, а вторую подсоединяют к вольтметру переменного тока. И далее начало и конец ее определяют аналогичным способом.
Если у вас есть старые двигатели от стиральных машин, то распознать главную и вспомогательную обмотки у некоторых типов можно по приведенной таблице обмоточных данных. В ней указаны сопротивления обмоток.

Обмоточные данные асинхронных двигателей

Электродвигатель
Главная обмотка
Вспомогательная обмотка
диаметр голого провода, мм
марка провода
число витков
сопротивление, Ом
диаметр голого провода, мм
марка провода
число витков
сопротивление, Ом
ДАО-Ц
0,55
0,72
ПЭВ-2
ПЭВ-2
640
368
15,7
5
0,47
0,62
ПЭВ-2
ПЭВ-2
192
464
25,8
7,8
ДХМ-2-120
0,67
ПЭТВМ
640
9,7
0,33
ПЭТВМ
500
29
ДХМ-3
0,36
ПЭВ-2
715
4,7
0,38
ПЭВ-2
368
12,6
ДХМ-5
0,67
ПЭВ-2
1240
14,5
0,29
ПЭВ-2
640
37,5
ДГ-2-0,14
0,74
ПЭВ-2
156
9,82
0,31
ПЭВ-2
512
33,1
ДГ-2-0,18
0,83
ПЭВ-2
660
7,04
0,31
ПЭВ-2
420
28,6
ДГ-2-0,20
0,9
ПЭВ-2
586
5,6
0,31
ПЭВ-2
380
26,7
ДГ-0,2М
0,93
ПЭВ-2
732
5,6
0,33
ПЭВ-2
560
27,8
ДХМ-100
0,93
ПЭВ-2
604
3,4
0,44
ПЭВ-2
300
6,8
КД-30
0,29
0,38
ПЭВ-2
1164
612
77
23,7
0,33
0,44
ПЭВ-2
936
540
513
159
КД-25
0,27
ПЭВ-2
2244
151
0,20
ПЭВ-2
3000
310
КД-50
0,29
ПЭВ-2
1224
81
0,33
ПЭВ-2
1092
60
КД-50С
0,31
ПЭВ-2
1200
73,6
0,38
ПЭВ-2
780
29,8


читать далее...
Электродвигатель
Главная обмотка
Вспомогательная обмотка
диаметр голого провода, мм
марка провода
число витков
сопротивление, Ом
диаметр голого провода, мм
марка провода
число витков
сопротивление, Ом
КД-6-4
0,19
ПЭВ-2
31, 36
280
0,19
ПЭВ-2
3472
300
КДП-6-4
0,23
ПЭВ-2
1920
115
0,21
ПЭВ-2
2428
195
КД-3,5А
0,18
ПЭВ-2
1960
206
0,18
ПЭВ-2
2480
265
КД-2,5-2
0,14
ПЭВ-2
2960
520
0,15
ПЭВ-2
2840
485
ДКВ-10-2
0,31
ПЭВ-2
950
33
0,25
ПЭВ-2
1050
49
ЭНСМ(с магнитным шунтом)
0,38
ПЭВ-2
1300
43
--
--
--
--
ДКС-1
0,25
0,31
ПЭВ-2
ПЭВ-2
960
928
85
34
0,27
0,27
ПЭВ-2
ПЭВ-2
800
824
69
69,5
ДКС-2
0,21
0,29
ПЭВ-2
ПЭВ-2
1400
720
141
35
0,19
0,20
ПЭВ-2
ПЭВ-2
1600
1340
229
172
АГКП2-0,25
0,86
ПЭВ-2
444
4,66
0,41
ПЭВ-2
370
15,4
КЕН/120-2
0,41
ПЭВ-2
792
28,5
0,33
ПЭВ-2
1344
73
ДАСМ-1
0,47
0,49
ПЭТВ
ПЭТВ
264
1200
16,5
30
--
--
--
--
--
--
--
--